Мастеркласс Михала Сметанки на Крутушке (2012 год)

smetanka-mc-0348-full В 2012 году на Крутушке, пожалуй, самым интересным для нас стал мастер-класс Михала Сме́танки по словацким народным музыкальным инструментам. Возможность узнать о фуяре, концовке, гайдице и многих других инструментах от носителя этой культуры — бесценный подарок организаторов фестиваля, ведь информации о них на русском языке практически нет! С разрешения Михала мы выкладываем отредактированную текстовую версию мастер-класса.

— Меня зовут Миша, а это Саша — мой друг, спутник и переводчик: он лучше по-русски говорит. Здравствуйте!

Словакия — очень маленькая страна: она чуть-чуть больше Байкала (примечание редактора: площадь Байкала — 31 722 км2, Словакии — 48 845 км2, совсем не «чуть-чуть»), население всего пять миллионов человек. Но интересно то, что инструментов у нас очень много: одних только флейт сто три типа! Остальных инструментов тоже много. Я говорю о национальных инструментах. Я люблю говорить, что это не словацкие, а карпатские инструменты. Вы, наверное, знаете, что Карпаты — это горы, которые отделяли восточный мир от западного; при этом сами Карпаты — это и восток, и запад. Давным-давно в Карпатах жили древние жители, которых мы сегодня называем русины. Саша может говорить об этом много-много дней и недель. А я хочу рассказать об инструментах в контексте нашей музыки.

smetanka-mc-0312-full.jpg

Словакия известна в основном одним своим инструментом. Мне кажется, меня и позвали на фестиваль ради него. Это фуяра (словацк. fujara). Музыкальная наука говорит о ней, что это самая большая в мире флейта. Некоторые люди говорят, что это неправда и, например, в Тибете есть трубы длиной 5-6 метров. Но это не флейты, это трубы. Иной принцип. Для тех, кто не знает, кратко расскажу, что в классификации выделяют три принципа создания звука на духовых инструментах:

Первый — как на флейтах, принцип очень простой: есть какая-то грань, об которую под каким-то углом ударяется воздух, и там начинается вибрация. На каждом таком инструменте есть какая-то грань, как здесь, на фуяре, или на кавале, или на башкирском инструменте курае. Это все инструменты с гранями, на каждом из них надо сделать так, чтобы на эту грань пошел воздух.

Второй принцип — как на трубе. Трубы вы тоже видели, может быть играете на них. Делается это примерно так: «тпррррр» (дует в фуяру как в диджериду).

А третий принцип — язычковый. Как фагот, гобой, кларнет и так далее. И таких инструментов у нас тоже есть много, потом покажу.

Этим я хотел сказать, что каждый инструмент с гранью — флейта. Поэтому фуяра — самая большая флейта в мире. Ее записали в ЮНЕСКО как наше культурное наследие.

С фуярой интересно то, что никто не знает точно, когда она появилась в словацких горах. И появилась она только в трех маленьких регионах, можно сказать, в деревнях. Важно то, что Словакия — это в основном горы. Равнин у нас очень мало, да и то, что мы называем равниной, для русских или украинцев не равнина даже. У нас горы-горы-горы. И жителями этих гор были пастухи. Этот инструмент, самый древний у нас, — часть культуры пастухов, и с этим все связано. Например, может мне потому очень нравится такая музыка, какую играли вчера башкирские музыканты (примечание редактора: этно-рок группа Аргымак), потому что культура похожая. Инструменты другие, поется по-другому, но культура чувствуется, что близкая. В горах иная культура и другая жизнь, не как на равнине.

Фуяра, как и остальные флейты, всегда была только для индивидуальной игры, не для коллективной. У нас коллективное исполнение появилось только в двадцатом веке, до этого пастухи не играли в группах. Ну может иногда вдвоем, но это бывало очень редко. Это индивидуальный инструмент, и это, мне кажется, очень важно в контексте словацкой музыки.

Знаете, что для меня как словака самое интересное? У нас не было ритма. У нас нет барабанов. Например, я говорил, что есть 103 типа флейт, но барабанов в нашей музыкальной систематике только два. И то с одним из них глашатаи по деревне ходили и кричали: «Царь или король сказал, что завтра будет не знаю что». Это не музыкальный инструмент. И еще… Еще барабан на юге Словакии, на границе с Венгрией. Но в венгерской музыке есть ритм. Это музыка тюрко-татарского происхождения. А в словацкой музыке ритма нет.

Я долго думал об этом и спрашивал моих профессоров: «Как это возможно?». В новой музыке (конец XIX — начало XX века) ритм уже был, но в древней культуре, пожалуй, даже не был нужен. Вы, наверно, знаете про григорианские хоралы. В них тоже нет ритма, но есть пульс, как биение сердца. Наша музыка тоже такая. Но что-то я много говорю и ничего не играю.

— Вас интересно слушать. Про фуяру практически нет информации в интернете. Мне очень интересен этот инструмент, и безумно интересно что-то услышать от носителя этой культуры. Вы уже рассказали раз в десять больше, чем можно найти в интернете!

— О, спасибо, но я так, не большой эксперт. А вот, кстати, вы же знаете Надишану, вчера его слышали. Ему тоже очень нравится фуяра, он их и сам делает из пластика. Он нам вчера рассказывал, как приехал в Словакию на фестиваль фуяры и стал играть что-то свое на своей пластиковой фуяре. Так люди его не приняли, и он спрашивал: «У вас там что, “фуярова мафия”»? Да, у нас так. Есть люди, которые считают, что они умнее всех, у которых, как у нас говорят, «патент на ум» (примечание редактора: «патент на ум» — устойчивое выражение в чешском и словацком языках). Верхушка, «мафия». От них какую-либо информацию получить очень тяжело.

smetanka-mc-0332-full.jpg

Однако, давайте двинемся дальше. Есть инструменты, которые очень похожи на инструменты других стран и народов. Это тоже не случайно. Дальше я расскажу про флейту, которая похожа и на русские инструменты и на многие горные инструменты. Это концовка (словацк. koncovka) — флейта, на которой играют на конце.

— У нас есть аналогичная флейта — калюка.

— Да, калюка. А в каких областях она распространена?

— Не знаю точно, в каком она регионе, но, вроде, много где в России. Срезают любой полый стебель, срез делают и играют.

— Интересно. Вот я говорю «словацкая музыка», но на самом деле это карпатская музыка. Карпаты — это Моравия, Словакия, Польша, Украина, Румыния и дальше до Балкан. Это все карпатский округ, и его древняя музыкальная культура очень схожа. Но интересно то, что очень похожие вещи вы можете встретить во всех горах в мире. Концовка — это тоже инструмент пастухов. Те, кто картошку сажали, не играли музыку, времени не было. У них другая культура.

Концовка по конструкции очень похожа на другие аналогичные флейты, только мы ее держим так, что грань свистка находится внизу.

Интересно и то, что в большинстве своем такие инструменты не мелодические, а ритмические.

— Калюка как раз больше ритмическая.

— Да-да-да, вот так:

А у нас нет. Может быть именно потому что в нашей музыке нет ритма. Концовка — инструмент только для мелодии. Это ее особенность по сравнению с другими такими флейтами. На ней нет отверстий, но это инструмент не ритмический, а мелодический. Сначала играют «розфук» (словацк. rozfuk), вы его и на фуяре слышали:

Это основа каждой песни, и у нее есть два смысла. Первый: каждый музыкант, который играет на духовых, знает, что лучше играть на теплом инструменте. Когда инструмент холодный, он сначала может не строить. Это первая функция. А вторая функция: это же все в горах, я хочу, чтобы было слышно! Когда вы играете на открытом воздухе, в горах, это звучит восхитительно! А тут, внутри, в помещении совсем не то. Инструмент становится полным, когда на нем играешь на воздухе.

Да, совсем любую мелодию сыграть не получится, но сыграть можно очень много. Наша музыка и песни построены на повышенной кварте. Девяносто девять процентов наших песен с повышенной квартой. У пастухов песня поется всегда с каким-то инструментом. Это очень интересный вид, мне кажется. Песня с инструментом — она диалогическая. Сначала немножко попеть, потом поиграть, еще раз повторить или доиграть эту песню на инструменте. Это основа.

Наши концовки — они разные: широкие, большие… Это моя любимая, в тональности соль:

Что у нас дальше из инструментов? Они все похожи, потому что все инструменты в мире похожи (смеется). Есть вот такая маленькая флейта в нашей традиционной музыке, она называется «флейта старьевщика» (словацк. handrárska píšťalka). На ней играли те, кто собирал по деревням тряпки. Самые бедные люди собирали тряпки и продавали их потом куда-нибудь на обработку. Первая, основная функция этой флейты не музыкальная, а сигнальная, хотя люди играли и мелодии на ней. Тогда не было мегафонов. И вот шел старьевщик, собирал тряпки, играл свой сигнал, и люди знали — вот идет тот, кому я отдам старые вещи. Диапазон у нее небольшой, 6 тонов.

smetanka-mc-0331-full.jpg

В Словакии есть флейты с разным количеством игровых отверстий. Например, фуяра и флейта старьевщика — у них три отверстия. У концовки их нет совсем. Еще есть флейты с четырьмя, шестью, семью и восемью отверстиями. У меня здесь не все есть, я с собой взял только те, на которых буду играть на концерте. Больше всего у нас флейт с шестью отверстиями. Они очень похожи на обычные флейты, которые встречаются во всем мире. Это нормально. И тут тоже можно сказать — ну какие это словацкие или карпатские инструменты? Это мировые инструменты. Могу, конечно, что-нибудь сыграть, но ничего экстраординарного в этих флейтах нет:

Но они интересны тем, что их много видов. Как я уже говорил, в Словакии 103 типа флейт. Вот эти, с шестью отверстиями, — это все один тип. Есть, например, теноровые, тоже с шестью отверстиями:

smetanka-mc-0339-full.jpg

Есть у нас еще флейта, которую я называю «словацкое стерео» или «карпатское стерео». Это тоже традиционный, а не новый инструмент. Наши предки придумали инструмент, на котором как будто два музыканта играют: одна флейта дает бурдонный звук, а вторая мелодическая.

Она называется «двоячка» (словацк. dvojačka). Еще я не раз видел, что играют так: на простой флейте и на концовке одновременно.

Двоячка бывает двух типов: из двух частей, которые склеивают или связывают кожей, либо же в одном куске дерева делают два канала.

Я эти инструменты делаю сам, потому что они очень дорогие, а денег на них нет. Да и должен же человек делать что-то сам.

smetanka-mc-0341-full

Дальше, инструмент, похожий на жалейку. У нас его называют «гайдица» (словацк. gajdica). Потому что она как будто снята с гайда — словацкой волынки. Свою гайдицу я иногда так и использую — вставляю в волынку. И так можно играть, и так. Но есть более старый вариант, который очень похож на вашу жалейку, и это очень интересный инструмент.

На открытом воздухе звучит супер! Здесь она так не звучит. У нее такая история: мне было счастье, что в университете у меня был профессор, который нашел этот инструмент в горах. Однажды на его занятиях кто-то из студентов сказал: «А у нас дедушка играет на особенном инструменте: как флейта, но рог на конце». Его спрашивают: «Волынка?» Он отвечает: «Нет, не волынка. Волынку я знаю, это что-то другое». Отправили экспедицию и нашли больного уже дедушку, которому было 84—85 лет, и он был единственным человеком во всей Словакии, который знал, как сделать этот инструмент, как на нем играть и знал старые песни. Если бы он умер, никогда бы мы не узнали об этом инструменте. Кто-нибудь бы, конечно, говорил: «Да-да, был у нас такой, флейта у него была такая». Но никто бы не знал, что это за инструмент.

Этот дедушка все гайдицы делал одинаковыми. Не так, чтобы одну так, вторую по-другому. Значит, это очень старая была вещь в Карпатах. Но интересно то, что она не была распространена: ни у кого дома не было, никто не делал, не было кого-то, кого можно было посмотреть и послушать. У нас этот инструмент появился в 1974—1975 году. Но и сегодня мало людей в Словакии знают про этот инструмент. Кажется, что это часть волынки, но это не так. Не знаю как на жалейке, но на гайдице играют так: одно отверстие открыто, все остальные закрыты. И это интересно, потому что на других инструментах похожего типа играют как на флейте, и основной тон извлекается при всех закрытых отверстиях:

А на гайдице основной тон в середине:

У меня дома есть маленький приватный музей, в котором я собираю инструменты. Не сказал бы, что со всего мира, потому что не такой музей мне нужен. Меня интересуют инструменты горских культур и славян. Если что-то встречаю такое в поездках, то обязательно везу домой. Я искал инструменты, похожие на гайдицу, и самое ближнее, что я нашел — в Литве. Еще в Белоруссии есть. А вот жалейку никогда еще в руках не держал, но мне она нужна, русская жалейка у меня должна быть.

Есть у нас и другие инструменты. Труб вот только нет с собой. Пастухи их делали длиной до пяти-шести метров. Такие трубы называются тромбита. А вот, например, окарина:

smetanka-mc-0347-full.jpg

Традиционно окарины делали как и у вас: из глины, из дерева или из рога. Эта, как раз из рога, хороша для поездок, потому что не бьется. Есть у нас и варган — «друмбля» (словацк. drumbľa). Варган тоже встречается по всему миру, вы его найдете от Сибири и до… У меня, например, есть деревянный варган из Африки. Никогда бы не подумал, что в Африке они есть. У нас на варгане играют немного по-другому: дека обхватывается, создавая как бы рупор, а бьют по язычку всегда от себя. Интересно также то, что это женский инструмент. На всех остальных инструментах играют только мужчины. Разве что на концовке еще играли женщины, но очень мало и редко. А на друмбле только женщины, причем это был ритуальный инструмент, на котором не играли обычную музыку, под него не танцевали. Играют у нас на нем, например, так:

Но так стали играть тоже только в XX веке. А раньше он использовался, например, на свадьбах, и играли на нем бабушки. Когда молодожены закрывались в доме в первую брачную ночь, вокруг этого дома становились бабушки и играли на варганах. Это был магический свадебный ритуал.

Что дальше? Можете попробовать поиграть на наших инструментах сами!

Полный плейлист со всеми примерами звучания словацких инструментов на Soundcloud:

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s