Крутушка 2012

yarmarka-full-2.jpg Пост восстановлен из архива старой Этнофонии.

Три года подряд конец августа для нас — это Крутушка, чудесный этно-фестиваль под Казанью. В этот раз мы присутствовали на нем уже как команда Этнофонии и поставили перед собой цель не только отдохнуть и послушать хорошую музыку, но и собрать как можно больше интересного материала о народных музыкальных инструментах.

Рассудив, что набирающий популярность фестиваль станет привлекать все больше любителей попеть ночью пьяные песни под гитару, мы решили изменить уже привычному по прошлым годам палаточному городку и поселились в санатории «Крутушка». Кроме ночной тишины и мягких кроватей в санатории нас привлекало еще и включенное в стоимость проживания питание, что позволяло неплохо сэкономить на посещении фестивального кафе. Во всяком случае, так мы считали.

bliny-full.jpg

Блинных дел мастера

Номера оказались вполне комфортными, а вот еда… Воплощение худших реалий общепитовской кулинарии заставило кого-то из нас вспомнить детсадовскую, а кого-то армейскую кухню. В результате мы, распрощавшись с идеей экономии, больше ели в хорошо знакомой нам «питательной» на территории фестиваля, в которой к привычным уже пирожкам, плову и шашлыкам добавились блины.

К сожалению, дела заставили нас приехать довольно поздно, и большую часть концертной программы первого дня Крутушки мы пропустили. К сцене мы подошли только на выступление дуэта Трындель-Брындель — наших земляков и хороших знакомых. После них на сцену вышел Владисвар Надишана, ставший уже традиционным участником Крутушки. В этом году он выступал дуэтом с гитаристом Дмитрием Гореликом, который добавил в изысканные этно-мотивы Надишаны утонченные джазовые ноты.

А потом на сцену вышла башкирская этно-рок группа Аргымак. Вот и первое открытие фестиваля! Печальный опыт прослушивания ничем не примечательных порождений моды заставил нас насторожиться на словосочетании «этно-рок», но от опасений услышать очередной «рок с дудочками» не осталось и следа после первой же песни. Башкирские эпосы в рок-аранжировке — это очень сильно!

Музыка на Крутушке никогда не разочаровывала нас и раньше, но в этом году концертная программа превзошла все ожидания. Посмотреть и послушать хотелось все: от татарских бабушек из ансамбля Кумырык до показа народных костюмов под «мужские шовинистические» частушки ансамбля «Перезвон». А уж какие были хэдлайнеры во второй и третий дни! Хуун-Хуур-Ту — редкий пример группы, получившей мировую славу, просто аутентично исполняя песни своего народа. Инна Желанная открыла дорогу в двадцать первый век старинным народным песням безукоризненными современными аранжировками, что очень мало кому удается: часто подобные опыты звучат как издевательство. А про Safety Magic вообще сложно говорить — это какой-то новый шаманизм, замешанный на этнических музыкальных традициях и джазе!

На Крутушку стоит приехать даже только ради концертов, но не меньше приятных впечатлений в придачу к полезным знаниям можно получить в ожидании их начала. Мечтаете сделать что-то своими руками, научиться играть на народном музыкальном инструменте, танцевать или просто хотите послушать интересных людей? На Крутушке проводится множество мастер-классов самой разной направленности, как платных, так и бесплатных. Поучаствовать во всех из них за три дня фестиваля просто невозможно, поэтому мы сосредоточились на тех, что соответствовали основной цели нашего приезда.

MKsmetanka-full-1.jpg Пожалуй, самым ожидаемым для нас был мастер-класс Михала Сметанки — прекрасного словацкого музыканта и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Оказавшись еще и замечательным рассказчиком, Михал поведал нам о множестве словацких инструментов, их особенностях и истории. Больше всего нас заинтересовала фуяра — самая большая в мире флейта (более полутора метров в длину). За полтора часа мастер-класса мы узнали гораздо больше того, что можно найти в Интернете. Но это только распалило наш инструментоведческий аппетит, так что мы потом взяли у Михала Сметанки интервью и узнали такие подробности, по которым можно сразу писать полноценную статью про фуяру, что мы обязательно сделаем.

mk-argymak-full.jpg Не менее интересными и познавательными были целых два мастер-класса по башкирским инструментам и горловому пению узляу. Фронтмен группы Аргымак Ринат Рамазанов, отличный расказчик и просто харизматичный человек, много и интересно рассказывал о, наверное, главном башкирском инструменте — курае. Участники группы Сал Урал не только продолжили его рассказ, но и дали нам урок башкирского горлового пения узляу, подыгрывая на думбыре — трехструнной бакширской лютне.

С разрешения ведущих эти мастер-классы, а также интервью Михала Сметанки мы записали на диктофон и, как только переведем их в текстовый вид, выложим на сайте.

nikulin-full.jpg

Петр Никулин

Также Роман посетил платные мастер-классы Владисвара Надишаны по игре на варгане и Петра Никулина (Safety Magic) по игре на диджериду. Надишана раскрыл тайны своих фирменных приемов — флажолет и слэп. Флажолет оказался довольно несложным, но опасным для варгана приемом, а слэп требует безукоризненной координации движений. После упражнений на «кривые» размеры Надишана сетовал, что ритмический аспект в игре на варгане в России, да и вообще в Европе, практически упускается из виду, и посоветовал послушать индийских варганистов, применяющих коннакол (индийское искусство вокальной перкуссии) в своей игре.

Петр Никулин на своем мастер-классе по диджериду выдал такой гигантский объем информации, что его с трудом можно было уложить в голове! Петр рассказал как о самых базовых принципах извлечения звука из диджериду, так и о довольно продвинутых техниках, на освоение которых могут уйти месяцы и даже годы регулярной практики.

yarmarka-full-1 Перемещаясь по территории фестиваля между сценой, «питательной» и павильонами где проводились мастер-классы, нельзя было миновать и такую заметную составляющую Крутушки, как ярмарку. Здесь можно было найти все что угодно: сувениры и игрушки, одежду, украшения, музыкальные инструменты. Среди мастеров было много знакомых лиц. Как и в прошлый раз нас порадовала природная красота поделочных камней Олега Боброва, замечательные варганы и флейты Ивана Назарова, красивые свистульки, окарины и даже уду Анатолия Степанова. К сожалению, не все, кого мы ожидали, приехали в этом году. Не хватало Николая Соболева из дуэта Турбодзен, у которого всегда был самый большой выбор варганов. С ними в этом году было туго, и цены, возможно именно из-за отсутствия такого неудобного конкурента как Николай, были очень завышены. А вот с флейтами, например, дела обстояли гораздо лучше — любых типов и размеров: свирель, калюка, кена, сякухати, бансури, пимак и наверняка что-то еще.

Вот так, разрываясь между сценой, ярмаркой и мастер-классами, мы и провели три насыщенных событиями дня фестиваля. Как и в прошлые годы, организаторам Крутушки удалось создать атмосферу праздника и подарить приехавшим на фестиваль огромный багаж приятных впечатлений, но, объективности ради, мы должны рассказать и о парочке ложек дегтя, которые умудрились-таки подпортить впечатление общего великолепия. Итак:

Вот уже не в первый раз из-за различных задержек хэдлайнеры фестиваля вынуждены резать свою программу. Музыкальная программа расписана чуть ли не по минутам до одиннадцати часов вечера, но кто когда укладывался в жесткие рамки? А в одиннадцать по нашим законам надо прекращать шуметь. Так, в прошлом году Надишана сыграл чуть больше половины программы, а в этом году Инне Желанной пришлось закончить выступление как минимум на три песни раньше. Неужели организаторы не учатся на своих ошибках? Ведь можно же построить расписание так, чтобы все заканчивалось в половине одиннадцатого (как, кстати, и заканчивается программа третьего дня) и тогда будет целых полчаса на возможные задержки.

С территории фестиваля в этом году исчезла часть урн для мусора (в прошлом году переносные урны стояли во многих уголках, в том числе и вокруг концертной площадки), а оставшиеся не справлялись с нагрузкой. Да и уходить за семьдесят метров от сцены ради того чтобы выбросить пластиковый стаканчик было крайне неудобно.

fotopolice-full.jpg

Фото на память

Несколько раздражала и введенная в этом году проверка сумок у входа, вызванная запретом пронесения на территорию фестиваля алкоголя. Дело-то в принципе нужное, но практически бесполезное: обход подобных препонов никогда не составлял особых трудностей для любителей размешать стаканчик «слезы комсомолки» веточкой жимолости. Даже такая банальность, как спрятанная под курткой фляга или бутылочка щедро приправленной спиртиком фанты в руке, позволяет смело являть пред очи доблестных сотрудников полиции внутренности своих сумок. Да и что может помешать благородному дону, возжелавшему вызвать на дуэль зеленого змия, передать в руки своего секунданта пару ящиков эсторского через невысокий и никем не охраняемый забор?

Справедливости ради стоит добавить, что пьяных на фестивале было не больше, чем в прошлые годы (что неплохо, учитывая рост его популярности), но было ли это результатом таких мер безопасности или просто общей сознательностью публики, сказать сложно.

people-full-4.jpg Кстати о публике. В очередной раз мы порадовались тому, что абсолютное большинство посетителей Крутушки приезжает туда спокойно отдохнуть и позволяет также спокойно отдыхать остальным. Тем более неприятно было слышать отдельные выкрики типа «пой давай!» во время выступления Инны Желанной, да и поведение некоторых горе-фотографов, слепящих музыкантов вспышками, заставляло посочувствовать выступающим. Тем не менее, ни одного серьезного инцидента на наших глазах не произошло, да и организаторы в этом году предприняли меры: количество полицейских на фестивале увеличилось, наверное, вдвое.

Когда фестиваль закончился, нас охватило уже знакомое нежелание расставаться с праздником Крутушки. По дороге домой мы еще долго обсуждали увиденное и услышанное. Этому не могли помешать ни накопившаяся за три дня усталость, ни убаюкивающее течение ночной дороги, уносящей нас все дальше от Казани. Впереди у нас еще много работы с привезенным материалом, но мы не можем отказать себе в удовольствии уже сейчас строить планы на следующую Крутушку, и предвкушение ожидающего нас удовольствия останется с нами на весь год.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s