Основы варгана

khomus-adВарган только кажется простым и примитивным инструментом. Он архаичный, но не примитивный. Нашему уху он сравнительно непривычен, поэтому неподготовленный человек не слышит многих деталей, для него варган — это «чукотская штука для игры на губе», которая издает звук «пянь-пянь». Это особенность человеческого восприятия: точно также для европейца все китайцы на одно лицо и т.д. В процессе практики игры на варгане развивается и восприятие.

Этот текст был написан как памятка для учеников некогда существовавшей школы Этнофонии. Мы еще доработаем его до полноценного учебного материала с видео-материалами и детальным объяснением всех азов. А пока его можно использовать как шпаргалку тем, кто уже научился извлекать звук из варгана.

Источник звука варгана — вибрация язычка, передающаяся в тело варганиста через деку. В распоряжении варганиста есть большой спектр способов управлять звуком:

  • различные виды боя;
  • изменение звука с помощью губ, языка, гортани, дыхания.

Многие мышцы, которые участвуют в игре на варгане у нас развиты слабо. Для их развития, помимо очевидной варганной практики, существуют и специальные упражнения.

Хват и бой

Существуют два основных держать варган: «шприц» и «пистолет» (якутский обратный хват). Вариантов боя существует множество, но наиболее универсальным из них является нижний кистевой. Что важно помнить об этом виде боя:

  • Выполняется, по возможности, прямой кистью.
  • Движется только кисть, предплечье почти не участвует.
  • Кисть должна быть расслаблена, иначе рука быстро устанет.
  • Удар строго в плоскости колебания язычка.
  • Зацепляем подушечкой среднего пальца краешек петельки на конце язычка варгана.
  • Удар резкий, хлесткий.

Для развития рук можно выполнять любые упражнения с китайскими шарами здоровья — это развивает мелкую моторику, повышает координацию движений, осознанность и учит расслаблению. Также можно использовать кистевые тренажеры типа Powerball — они развивают силу, но при этом учат и расслаблению (без умения расслаблять кисть нельзя достигнуть высоких скоростей). Помимо всего прочего, такие упражнения являются хорошей профилактикой синдрома запястного канала (часто ошибочно называемого «туннельным синдромом»).

Губы

Обычно губы очень слабо развиты. Существуют упражнения для их развития:

  • «Джа-Джа Бинкс» — мотание головой из стороны в сторону с высунутым языком
  • Разминка для губ: смешно шевелим губами, тянем их в разные стороны, вытягиваем языком щеки.
  • Аккуратное массирование щек руками.
  • Круговые движения губами.
  • Растягивание губ.
  • «Дудочка-заборчик».
  • Широкая улыбка.
  • Любые упражнения, которые используются в занятиях по сценической речи.

Артикуляционные приемы губами:

  • Смыкание губ на деках варгана плавно — «папа-мама».
  • Полуулыбка.
  • Гашение колебаний язычка губами.

Аудио-пример:

Язык

Он, как правило, неплохо развит, особенно если человек много разговаривает. Однако, для хорошей игры на варгане такого развития может быть недостаточно. Поэтому существуют специальные упражнения:

  • Исследование языком рта.
  • Быстрые лижущие движения вверх-вниз.
  • Быстрые лижущие движения влево-вправо.
  • Сворачивание языка трубочкой.
  • Перекручивание языка влево и вправо.

Артикуляционные приемы языком:

  • «Ляляля-лялялёль».
  • «Тютютю».
  • «Дядя-тётя-тётя-дядя».
  • «А-о-у-и-э» — артикуляция гласных.
  • «Айя-ойя-уйя-ыйя».
  • Трель на звуке «р».
  • Делаем языком вообще все, что угодно. Любые движения, резкие, плавные и т.д. и т.п.

Аудио-пример:

Гортань

Люди, которые не занимались вокалом, как правило, очень плохо контролируют свою гортань. Упражнения на развитие гортани:

  • Пропевание гласной «о» с постепенным понижением высоты. Чем ниже, тем лучше — гортань для более низких звуков опускается сама собой.
  • Зевайте! При хорошем зевке гортань тоже сама собой опускается, важно почувствовать это состояние и научиться затем его вызывать осознанно.
  • Икайте! Икание резко поднимает и опускает гортань.

Артикуляционные приемы гортанью:

  • Извлечение звуков с открытой и закрытой гортанью. При открытой гортани звук становится более глубоким, басовитым. При закрытой — более тонким, высоким.
  • Икание для создания дополнительного ритмического рисунка поверх боя.
  • Резкое опускание гортани сразу после удара — получается интересный «синтезаторный» звук.

Аудио-пример:

Диафрагма

При игре на варгане используется диафрагмальное дыхание («дыхание животом»). С помощью дыхания, а если быть более точным, то с помощью диафрагмы, можно создавать ритмические рисунки, накладывающиеся поверх боя. Также, если дышать через варган с определенной силой, можно заметно увеличить громкость звука.

Рассмотрим несколько вариантов ритмичного дыхания. Действия, указанные через дефис, выполняются одновременно. Запятыми отделяются равные промежутки времени.

  • Удар-вдох, удар-выдох — вдох и выдох начинаются одновременно с ударом.
  • Удар, вдох, удар, выдох — вдох и выдох начинаются посередине между ударами
  • Удар-вдох, выдох, удар-вдох, выдох — ускоряемся в два раза.
  • Удар-выдох, вдох, удар-выдох, вдох — чуть-чуть изменяем.
  • Удар-вдох, выдох, вдох, удар-выдох, вдох, выдох — вальсовый ритм.
  • Удар, …, вдох, выдох — лошадиный галоп (тым, тыгыдым, тыгыдым…).
  • Удар, …, выдох, вдох — второй вариант галопа.

Аудио-пример:

На хорошее освоение даже этих приемов могут уйти месяцы. Но это того стоит!

Реклама