Казу

металлический казу с классической формой корпусаЗабавный музыкальный инструмент родом из США, на котором невозможно… играть, в обычном смысле этого слова. В классическом исполнении казу представляет собой мембранофон в виде открытой с двух концов трубки с отверстием в стенке, которое вдет в небольшую затянутую мембраной из вощеной или папиросной бумаги камеру. Первое желание, которое возникает при виде этого инструмента, — подуть в трубку. Но сколько бы вы не дули, ничего, кроме шипения выходящего с другой стороны инструмента воздуха, вы не услышите. Вот так! Казу не умеет издавать звук сам по себе, и для того, чтобы он зазвучал, в него надо петь. Казу — это модулятор голоса, этакая доэлектрическая «примочка». В зависимости от формы трубки и диаметра мембраны казу способен имитировать звучание многих духовых инструментов: звук самых маленьких из них напоминает флейту, внушительный тридцатисантиметровый казу похож на саксофон, а проходящий сквозь полутораметрового монстра с диаметром мембраны больше 12-ти сантиметров голос приобретает звучание тубы.

Разумеется, идеи изменения человеческого голоса возникали и до создания казу. В Европе XVII-XVIII-го веков был распространен мирлитон, также называемый луковой флейтой за форму прикрывающего мембрану колпака или флейтой евнуха за тембр инструмента, напоминающий голос певца-кастрата. Этот инструмент представлял собой трубку, один конец которой затягивался мембраной и закрывался перфорированным защитным колпаком сферической или луковицеобразной формы. Чуть ниже мембраны в трубке проделывалось отверстие, в которое напевал мелодию музыкант, держа мирлитон на манер поперечной флейты.

Различные инструменты для искажения голоса — пищики — с незапамятных времен использовались актерами театров кукол по всему миру. Прямым предком казу часто называют некий африканский мембранофон, который также использовался в кукольных представлениях. Учитывая большой приток в США времен рабовладения носителей различных африканских культур, версия звучит правдоподобно, но никаких подтверждающих ее фактов мне найти не удалось.

Вообще, история казу без интриг не обходится. Очень распространенная версия, истоки которой приводят к одной из известных фирм-производителей этого инструмента The Original American Kazoo Company, гласит, что казу был изобретен в 40-х годах XIX-го века в городе Мэкон (Джорджия) человеком по имени Алабама Вэст (Alabama Vest), а изготовил первый инструмент по описаниям Вэста часовых дел мастер Тэддиас фон Клегг (Thaddeus Von Clegg). Один из этих инструментов оказался у коммивояжера Эмиля Сорга (Emil Sorg), и ему пришла в голову идея наладить массовое производство казу из металла. Приехав в Нью-Йорк в 1912-м году, Сорг поделился этой идеей с Майклом Макинтайром (Michael McIntyre) и тот в сотрудничестве с Гарри Ричардсоном (Harry Richardson) создает в 1914-м году The Original American Kazoo Company и открывает производство казу в том виде, который мы называем классическим.

Эта история широко растиражирована, но никаких доказательств реальности ни один из перепечатывающих ее источников не приводит. Причем, если первую часть истории невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, вторая ее часть, хоть и имеет вполне исторических персонажей, но в части первенства идеи создания «классических» форм и материала инструмента противоречит имеющимся фактам.

Чтобы найти следы истории казу, нам стоит обратиться к данным Патентного бюро США (United States Patent and Trademark Office). Эта организация активно работает с конца XVIII-го века, но никаких сведений ни об изобретении Алабамы Вэста, ни о подобных казу инструментах первой половины XIX-го века в ее архивах нет.

Первый патент на необычную музыкальную игрушку, которая создавала эффект аналогичный казу, но не имела мембраны (ее роль играли две колеблющиеся половинки жесткого корпуса), получил некто Карло Арписелла (Carlo Arpisella) в 1877-м году, а через два года, изобретателем Саймоном Сэллером (Simon Seller) был запатентован и первый казуподобный мембранофон: трубка с заклеенной мембраной прямоугольной прорезью в боку. Неизвестно, получили ли эти изобретения известность, но еще через четыре года, 9-го января 1883-го, Уоррен Фрост (Warren Frost) получает патент за номером 270543 на «игрушку или музыкальный инструмент», которому он дает имя «казу».

Модель первого казу запатентованного Уорреном Фростом в 1883-м году

Казу Уоррена Фроста

Казу Фроста мало походил на распространенные сейчас инструменты формой корпуса и не имел механизма регулировки натяжения мембраны, но именно в нем впервые был реализован ставший классическим принцип размещения мембраны в боковой камере.

А что же насчет «классического» казу? Кто и когда придумал делать его из металла, кто создал полюбившийся многим и почти не меняющийся десятилетиями дизайн его корпуса — «субмарину»?

На этот вопрос нам также ответят архивы Патентного бюро США. В 1902-м году, за двенадцать лет до упомянутого в легенде срока, патент на казу из металла с хорошо знакомыми всем современным любителям этого инструмента формами корпуса и винтовым механизмом крепления и натяжения мембраны получает изобретатель Джордж Смит (George Smith). Что же до героев легенды, то первый патент на имя Сорга и Ричардсона был получен лишь в 1919-м году, и единственное сходство запатентованного ими инструмента с казу Смита заключалось в использовании такого же винтового механизма, а имя Майкла Макинтайра появляется на патенте лишь в 1923-м году.

Став популярным практически сразу после появления, казу успел отметиться в музыке блюзовых и джазовых коллективов, но свою основную нишу этот инструмент занял в музыке скиффл (skiffle) — весьма оригинальном порождении американской культуры. В этом жанре, использующем для создания музыки такие инструменты как глиняная бутыль из-под виски, стиральная доска и контрабас, сделанный из таза и черенка от лопаты, «комедийное» звучание казу пришлось как нельзя кстати. Большую распространение в США получили и ансамбли, в которых казу был единственным инструментом.

Ценители казу в Альберт-холле

Вообще, у себя на родине казу очень популярен. Американцы гордятся им, как одним из немногих инструментов, придуманным в США и получившим известность далеко за его пределами. 28-го января празднуется Национальный день казу, посвященные инструменту фестивали собирают тысячи людей, а в 2011-м году играющие на казу музыканты вписали свой любимый инструмент в книгу рекордов Гиннесса, собрав самый большой в мире ансамбль казу. Для постановки рекорда на сцене Альберт-холла в Лондоне играли одновременно 3910 музыкантов.

Казу — замечательный инструмент, на котором не нужно учиться играть. Единственный навык, который вам потребуется, — умение петь. Впрочем, если играть вы собираетесь только для себя, то и без певческих талантов вполне можно обойтись, а уж если ваш инструмент попадет в руки ребенка, думаю, он долго не захочет с ним расставаться. Правда, в этом случае вам стоит убедиться в том, что у всех остальных членов семьи есть шумопоглощающие наушники или беруши.

Реклама