Рютэки


ryuteki-full.jpgРютэки (龍笛, ryūteki) — японская поперечная бессвистковая бамбуковая флейта с семью игровыми отверстиями. Ее название переводится с японского как «флейта дракона»: первый иероглиф 龍 «рю» имеет значение «дракон», второй — 笛 «тэки» — «флейта».

Эта флейта традиционно используется в гагаку (雅楽) — очень пафосной музыке, которую исполняли в императорском дворце в Киото. Гагаку пришла в Японию из Китая примерно в седьмом веке и является старейшим жанром классической японской музыки. Инструменты в гагаку ассоциируются с определенными символами. Рютэки символизирует драконов, парящих между небом и землей. Небесный свет изображает губной орган сё, а людей, живущих на земле — флейта хитирики.

Рютэки имеет длину около 40 см, внешний диаметр около 2,4 см, внутренний — порядка 1,3 см. Количество игровых отверстий — семь. Традиционно изготавливалась из бамбука, который сушился и пропитывался сажей в течение пары сотен лет в домах над очагом. Для рютэки брался только неповрежденный бамбук. Такой материал очень дорого стоит, но напомним, что рютэки использовалась в придворной музыке. Двухсотлетний бамбук, как нам кажется, очень соответствует пафосности гагаку. Но если честно, мы сомневаемся, что такая длительная выдержка как-то заметно сказывалась на акустических свойствах бамбука, нужные свойства наверняка достигаются за гораздо меньше сроки. Впрочем, благодаря длительной пропитке сажей бамбук должен становиться очень устойчив к внешним воздействиям (перепады температуры и т.д.), и флейты могли быть очень долговечными.

Естественный внутренний канал бамбука тщательно шлифуется и многократно покрывается красным лаком уруси, который получают сгущением и ферментацией сока лакового дерева (Toxicodendron vernicifluum). Края игровых отверстий и утагути (край амбушюрного отверстия) также шлифуются и лакируются. Завершает оформление флейты обмотка из коры вишневого дерева и ротанга (лиана семейства пальмовых). В верхний конец вклеивается специальная тяжелая заглушка длиной 3-5 см, которая балансирует флейту, чтобы ее удобнее было держать. Детали технологии изготовления варьировались от мастера к мастеру. В настоящее время рютэки также изготавливают из пластика, такие инструменты очень недороги, при этом звучат не хуже бамбуковых. Даже японские учителя не возводят бамбук в религию и предлагают ученикам заниматься на пластиковых флейтах.

ryuteki-embouchure-full.jpg

Как держать рютэки

На европейских флейтах отверстия, как правило, закрываются кончиками пальцев, а на японских и, в том числе, на рютэки используются подушечки и фаланги пальцев. Отверстия достаточно большие, зажимать надо старательно, однако все это дает гораздо больше контроля при игре нот с полузакрытыми отверстиями. Можно даже исполнить очень плавный подъем от самой низкой ноты до самой высокой. Базовые ноты рютэки примерно соответствуют нотам тональности ми-минор. Почему примерно? Во-первых, рютэки звучит немного ниже стандартных европейских нот (430Гц для ля первой октавы), во-вторых, некоторые ноты немного не строят с европейскими аналогами, например на месте фа-диеза на рютэки оказывается звук, по высоте находящийся где-то между фа и фа-диезом. Для исполнения гагаку это не важно, эта музыка не использует европейский равномерно темперированный звукоряд. Однако, если все же надо играть с привычными инструментами, то опытный исполнитель может компенсировать эти отклонения наклоном головы и применением аппликатур с полузакрытыми отверстиями.

При игре рютэки держится горизонтально, игровые отверстия справа от утагути. Указательный, средний и безымянный пальцы левой руки закрывают три ближайших к утагути отверстия, остальные четыре закрываются пальцами правой руки. Для извлечения звука надо приложить флейту к губам так, чтобы нижняя губа касалась нижнего края амбушюрного отверстия, и подуть на верхний край утагути. Поток воздуха должен рассекаться об утагути примерно напополам. Именно на верхнем крае утагути рождается звук. Губы должны быть слегка растянуты, как при легкой улыбке, а отверстие между ними довольно маленьким.

Нота фукура (和) сэмэ (責)
Кан 干 (ми) circle-blackcircle-blackcircle-black circle-blackcircle-blackcircle-whitecircle-white circle-blackcircle-blackcircle-black circle-blackcircle-blackcircle-whitecircle-white
Го 五 (фа-диез) circle-blackcircle-blackcircle-black circle-blackcircle-whitecircle-whitecircle-white circle-blackcircle-blackcircle-black circle-blackcircle-whitecircle-whitecircle-white
Дзё 上 (соль) circle-blackcircle-blackcircle-black circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black circle-blackcircle-blackcircle-black circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black
Сяку 勺 (ля) circle-blackcircle-blackcircle-white circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black circle-blackcircle-blackcircle-white circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black
Тю 中 (си) circle-blackcircle-whitecircle-white circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black circle-blackcircle-whitecircle-white circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black
Гэ 下 (до) circle-upcircle-blackcircle-white circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black circle-upcircle-whitecircle-white circle-whitecircle-whitecircle-whitecircle-black
Року 六 (ре) circle-whitecircle-blackcircle-black circle-blackcircle-blackcircle-blackcircle-black circle-whitecircle-blackcircle-black circle-whitecircle-blackcircle-blackcircle-black
Аппликатура рютэки

На рютэки можно извлекать звуки в двух регистрах. Нижний регистр называется фукура, верхний — сэмэ. Звуки верхнего регистра извлекаются с помощью передува — на утагути надо подать еще более сконцентрированный и сильный поток воздуха. Разница между верхним и нижним регистрами чуть-чуть больше октавы. Чтобы получить чистую октаву между соответсвующими нотами фукура и сэмэ для игры в европейском звукоряде, звуки верхнего регистра придется занижать небольшим наклоном головы. Для исполнения классического репертуара рютэки, опять же, это отклонение не важно.

Рютэки обладает громким звуком и характерным «китайским» тембром. В гагаку рютэки используется именно для мелодий в китайском стиле. С непривычки при игре на рютэки может заложить правое ухо, особенно если много играть в регистре сэмэ. Флейта очень интересная, хотя и кажется простой (особенно в сравнении с сякухати — самой популярной японской флейтой). Найти информацию по рютэки очень сложно, а еще сложнее найти ноты каких-либо классических произведений в открытом доступе. Но если их все-таки найти, то еще придется помучаться с их прочтением. Это тема для отдельной статьи, в которой будет разобрана одна из пьес жанра гагаку. Впрочем, никто же не ограничивает рютэки только традиционной музыкой. На ней легко играются псевдо-китайские мелодичные импровизации, еще она хорошо вписывается в фанк, например. Границ нет, все зависит только от фантазии!

Реклама