Сансин

sanshin-full.jpgСансин (三線, sanshin) — безладовая трехструнная лютня с острова Окинава. Его название переводится очень просто — три струны. Этот инструмент произошел от китайского инструмента сансян. А уже от сансина в свою очередь произошел сямисэн, один из самых известных японских инструментов (в немалой степени известностью обязан гейшам, которые должны были уметь на нем играть).

Многие путают сансин и сямисэн. Я исключением не стал и, когда покупал сансин, думал, что покупаю сямисэн. Разницу я выяснил только когда инструмент оказался у меня в руках, а я стал искать информацию о Shima Uta — песне, которую выучил первой. Итак, чем, помимо звука, различаются сансин и сямисэн:

  • Сямисэн длиннее, у него более широкий гриф.
  • Корпус сямисэна более «квадратный».
  • Сансин обтягивается змеиной кожей (как и китайский сансян), а сямисэн — кошачьей или собачьей.
  • На сямисэне играют плоским бачи (плектром), который зажимают ладонью. Бачи для сансина похож на коготь и надевается на указательный палец.
  • Традиционная музыка для сансина и сямисэна сильно отличается.

Сансин очень популярен у себя на родине, он является неотъемлемой частью окинавской народной музыки и по праву считается одним из символов Окинавы. Научиться играть на сансине несложно, а при наличии опыта игры на других струнных инструментах, например, гитаре, совсем просто. Однако играть на сансине мало, надо обязательно уметь петь, ведь сансин — это прежде всего аккомпанирующий инструмент.

sanshin-mitsudomoe-full.jpgКорпус сансина (чиига, 胴) склеивается из нескольких кусков дерева. Гриф (со, 棹) делается из одного куска и покрывается черным лаком. Корпус традиционно обтягивался кожей темного тигрового питона, однако в наше время из-за ограничений, накладываемых конвенцией СИТЕС (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения — CITES), чаще используется кожа сетчатого питона. Также используется синтетический материал с произвольным рисунком. Такие инструменты хорошо идут на экспорт, так как в некоторых странах запрещен ввоз изделий со змеиной кожей. Отличить по звуку сансин с искусственной обтяжкой от сансина с натуральной кожей довольно сложно, так что, по-моему, особого смысла переплачивать за натуральность нет. Змеиная кожа — материал прихотливый, она может легко испортиться, треснуть, а синтетическому материалу перепады температуры и влажности не страшны. Корпус сансина украшается тканью с традиционными окинавскими орнаментами, обязательным элементом которых является мицудомоэ, который похож на три капли, вращающиеся по часовой стрелке. Это флаг государства Рюкю — так раньше называлась Окинава.

Черные с белыми кончиками колки сансина (каракуи, 範) просто вставлены в голову грифа, никаких колковых механизмов, как, например, на гитаре, нет. Каракуи удерживают струны только за счет силы трения о стенки отверстий. Стоит чуть-чуть слабее вставить колок, и струна резко сползает, так что настраивать сансин будет посложнее, чем гитару. Струны (тиру, дзиру или гэн, 絃) для сансина могут быть сделаны из разных материалов. Традиционный материал — шелк, в наши дни также используется нейлон. Обычно струны белого цвета, а вот на острове Амами их делают желтыми. Еще одна отличительная особенность струн на сансинах с Амами — они гораздо тоньше, что позволяет настраивать инструмент выше. Струны над корпусом приподнимает маленький бамбуковый порожек (ума, 駒).

Струны нумеруются от самой толстой до самой тонкой и имеют свои названия: уудзиру (男絃) — «мужская струна», накадзиру (中絃) — «средняя струна» и миидзиру (女絃) — «женская струна».

Существует несколько вариантов настройки (чиндами,ちんだみ) сансина:

  • хон тёси (本調子) — стандартный строй: до, фа, до. Третья струна на октаву выше первой.
  • ити-аги тёси (一揚調子) — первая струна поднята: ми бемоль, фа, до.
  • ни-аги тёси (二揚調子) — вторая струна поднята: до, соль, до.
  • ити, ни-аги тёси (一、二揚調子) — первая и вторая струна подняты: ре, соль, до.
  • сан-сагэ тёси (三下げ調子) — третья струна опущена: до, фа, си бемоль.

На самом деле, нет строгого требования настраивать именно на указанные ноты, никто не запрещает настроить сансин повыше или пониже. Исполнители всегда настраивались под свой голос, чтобы свободно петь. Так что если вы настроите сансин на ноты ля, ре и ля — это все равно будет хон тёси.

Окинавская музыка заметно отличается от остальной японской — она более веселая. Я называю Окинаву японскими Гаваями и, мне кажется, это недалеко от истины. Даже классическая музыка государства Рюкю, несмотря на традиционную японскую пафосность, звучит в мажоре. В окинавской музыке традицинонно используется следующий звукоряд (если взять за базовую ноту до): до, ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль. На грифе сансина нет ладов, поэтому играют по слуху. Стандартная постановка руки такая: рука упирается в выступ головы грифа, а струны зажимаются тремя пальцами — указательным, средним и мизинцем. Они как раз попадают на стандартные позиции, которые, если сравнить с гитарным грифом, соответствуют второму, четвертому и пятому ладам. Безымянный палец обычно не используется. Однако я играю указательным, безымянным и мизинцем. Мне такая постановка кажется более естественной.

Нотная запись для сансина называется кункунси (工工四). Ноты записываются столбиками и читаются сверху вниз, справа налево. Это, похоже, чуть ли не единственная общая черта систем нотной записи для японских инструментов. Для каждой позиции на грифе есть свой иероглиф:

В скобках указаны европейские ноты для настройки хон тёси
открытая струна указательный палец средний палец мизинец
Третья струна (миидзиру):
工 — ко (до) 五 — го (ре)> 六 — року (ми) 七 — сити (фа) 八 — хати (соль)
Вторая струна (накадзиру):
四 — си (фа) 上 — дзё (соль) 中 — тю (ля) 尺 — сяку (си-бемоль)
Первая струна (уудзиру):
合 — аи (до) 乙 — оцу (ре) 老 — ро (ми)

Иероглифы обозначают именно позицию на грифе, а не высоту звука. Для других вариантов ноты записываются этими же иероглифами. Подробно о кункунси я расскажу в отдельной статье.

В тяжелые годы второй мировой войны, когда хороший сансин достать было сложно, а играть хотелось, окинавцы догадались делать корпус сансина из жестяных банок. Такие инструменты получили название «канкара сансин». «Кан» в названии — это английское «can», банка. Их и сейчас производят, ведь они очень дешевые, их берут с собой на рыбалку, в походы, в общем туда, куда хороший сансин взять побоишься.

Мне очень нравится простота сансина — из него легко извлечь звук, а при наличии слуха простые мелодии можно начать играть в первый же день. Это самый простой из японских инструментов, которые у меня есть. Еще очень здорово, что сами окинавцы относятся к сансину просто, не возводят вокруг него никакой мистики, все правила и традиции не являются строго обязательными к исполнению. Например, многие виртуозы сансина не используют бачи, а играют обычным гитарным медиатором. Стандартные ноты охватывают только половину грифа, но никто не запрещает играть любые ноты по всему грифу. В общем, хватит слов! Давайте возьмем по бутылочке окинавского пива Орион (или любого другого) и сыграем какую-нибудь веселую песню!

Реклама