Аппликатура сякухати

Из сякухати можно извлечь звук любой высоты в пределах ее диапазона (примерно две с половиной октавы для большинства флейт стандартного размера), начнем двигаться к этому с базовых нот. Ноты для сякухати записываются знаками японской слоговой азбуки катаканы. Может возникнуть вопрос: почему нельзя воспользоваться привычной европейской системой записи нот? Потому что она не сможет отразить многие нюансы, очень важные для сякухати. Понимание этого ответа придет со временем. Не стоит пугаться иероглифов, количество основных знаков всего около десятка и шесть из них мы изучим прямо сейчас.

Аппликатура

Рассмотрим базовые шесть нот и их аппликатуры:

Нота Аппликатура Европейская нота
Ро circle-black circle-blackcircle-blackcircle-blackcircle-black Ре
Цу circle-black circle-blackcircle-blackcircle-blackcircle-white Фа
Рэ circle-black circle-blackcircle-blackcircle-whitecircle-white Соль
Ти circle-black circle-blackcircle-whitecircle-whitecircle-white Ля
Ри circle-black circle-whitecircle-whitecircle-blackcircle-black До
И circle-white circle-whitecircle-whitecircle-blackcircle-black Ре (на октаву выше)
Базовая аппликатура сякухати.

Расшифровка аппликатуры: черный кружок — закрытое отверстие, белый — открытое. Номера отверстий: слева — пятое, справа — первое. Соответствие европейским нотам приведено для сякухати стандартного размера (1.8).

Новички часто сильно занижают высоту тона, поэтому стоит отрабатывать базовые ноты вместе с записью:

Повторение нот

Повтор ноты на сякухати выполняется с помощью приема «осу»: определенное отверстие быстро открывается и тут же закрывается обратно, при этом создается характерный скачок звука. Разные ноты повторяются ударом по разным отверстиям:

  • ро, цу — второе отверстие;
  • рэ, ти — четвертое отверстие;
  • ри, и — пятое отверстие.

Движение должно быть очень быстрым и четким. Его можно отрабатывать и без извлечения звука. Если при закрытии отверстия вы слышите «булькающий» призвук, значит вы делаете все правильно.

Прослушайте демонстрацию повторения всех базовых нот:

Простейшее акцентирование

На сякухати можно играть очень по-разному. Можно экономить каждое движение, «лениться», а можно и украшать звук различными способами. Одним из таких украшений является акцентирование начала ноты — прием «атари». Простейшее атари выполняется с помощью тех же отверстий, что и повтор (осу).

Пример: чтобы акцентировать ноту ро, надо начать извлечение звука с открытым вторым отверстием (остальные закрыты) и сразу же после начала звука резко закрыть его.

Прослушайте демонстрацию простейшего атари:

Это всего лишь один из способов украсить начало ноты, другие способы, например, «фирменное» атари ноты рэ школы Кинко, мы рассмотрим позже.

Реклама